Собери путешествие своими руками

В ритме фламенко: немного истории

В ритме фламенко: чечетка обязательный атрибут!Что первым приходит на ум при упоминании Испании? Темпераментные испанцы, ледяная сангрия, коррида ну и, разумеется, страстное фламенко! Жгучее солнце Андалусии, пьянящие звуки гитары, цыганские платья в пол и яркий цветок в волосах прекрасной танцовщицы – вот типичные атрибуты привычной всем нам «сувенирной» Испании, которую так часто изображают на открытках для многочисленных туристов.

Фламенко всё больше и больше набирает популярность как среди профессиональных танцоров всех стран, так и просто среди любителей зажигательных ритмов. Уроки фламенко можно взять практически в любой школе танца, но что мы в действительности о нем знаем?

Зажигательные танцы и жизнерадостная упоенность жизнью – только видимая, праздничная сторона медали. Если вслушаться в слова песен, если узнать истоки танца, то становится понятно, что музыка эта скорее мрачная и драматичная, чем веселая и беззаботная.

Земля, ставшая родиной фламенко, далека от той жизнерадостной Андалусии, которую продают туристам. Фламенко возникло как результат слияния сразу нескольких культур, существовавших многие столетия назад бок о бок на территории нынешнего Иберийского полуострова.  Арабские, еврейские, христианские и цыганские традиции легли в основу целого течения, особого стиля жизни, определяющего существование нескольких миллионов людей по всему миру.

В песне фламенко ностальгия сливается с протестом против несправедливости жизни, в ней целая история многих поколений, некогда проживавших на землях нынешней Андалусии. Арабы были изгнаны из Испании в середине XV-го века. Евреи, которых на начало V века насчитывалось в Испании более 100 тысяч, были вынуждены отречься от веры своих предков и принять христианство, чтобы избежать гонений и расправ. Цыгане, вечно отверженные кочевники  - каждый из этих народов в определенный момент истории утратил свою империю и был вынужден приспосабливаться к иным условиям жизни. Фламенко стало способом самовыражения, способом не забыть истоки своей культуры и примириться с новой действительностью. Долгое время оно считалось «закрытым искусством» и было известно лишь в узких кругах. 

В середине XIX века гонения на цыган прекратились, и фламенко обрело свободу, выйдя на подмостки местных таверн.  В то время в Испании все большую и большую популярность набирали так называемые арткафе, или café cantante, в которых с большим успехом и происходили первые публичные выступления артистов фламенко.  Эта эпоха считается  «золотым веком», периодом, когда был выработан так называемый «классический стиль» фламенко. Всё созданное тогда считается эталоном, который впоследствии дополнился джазовыми мотивами и элементами классического балета.

Непременными атрибутами исполнителей женского танца фламенко является платье в пол, яркое и украшенное множеством воланов, подол которого очень активно используется в танце. В основу наряда легло традиционное одеяние цыганок. Классическими атрибутами танца являются так же испанская шаль и веер, которые используются гораздо чаще, чем знаменитые кастаньеты. При классическом, «чистом» исполнении фламенко танцоры зачастую избегают использовать кастаньеты, так как они очень ограничивают сильную и выразительную игру кистей рук. Чаще всего ритм отбивается каблуками и прищелкиванием пальцев, что дает гораздо большее пространство для выражения всей гаммы чувств, которые переполняют танцоров.

На сегодняшний момент одним из наиболее известных современных мастеров фламенко считается Хоакин Кортес, который внес существенный вклад в обновление «классического» стиля танца. С ним фламенко обрело новые формы и новую, особую выразительность. Кроме того, Хоакин Кортес является послом цыган в Европейском союзе, что, в сочетании с бесспорным талантом и потрясающей техникой исполнения, делает его одной их наиболее ярких и обсуждаемых фигур в современном танцевальном мире Испании.

Сложная техника танца и музыкального сопровождения делают невозможным точное воспроизведение фламенко в студиях звукозаписи. К тому же запись не может передать тот особый огонь, ту страсть, которая переполняет танцора во время танца.  Он должен быть вдохновлен, должен иметь то особое состояние, от которого зависит реакция зрителей и то, найдет ли танец отклик в их сердцах. Вот почему тот, кто однажды видел истинное фламенко, никогда не будет довольствоваться подделкой.  Искусство, как танцора, так и гитариста, оттачивается годами и нередко переходит от поколения к поколению.

В 2010 году ЮНЕСКО присудило фламенко статус всемирного наследия, как одному из достояний испанской культуры. 

Хочешь путешествовать сам?

Подпишись и получи книгу в

подарок!

Новые статьи: